Тема: «Птичьи
разговоры»
Цели деятельности
педагога: создать условия для
ознакомления с жизнью птиц весной, прилетом, гнездованием, изучением правил
отношения к птичьим гнездам; способствовать развитию коммуникативных навыков.
Планируемые
результаты образования:
Предметные:
научатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной
(прилетом; гнездованием).
Метапредметные:
Регулятивные:
планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий –
выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое
чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилетом, гнездованием.
Коммуникативные:взаимодействие – вести устный диалог
в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость
следовать нормам природоохранного поведения.
Оборудование:
картинки с изображением птиц; карточки с изображением мест обитания птиц, птичьих гнезд; запись голосов
птиц.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
А) игра «Доскажи словечко»
Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна. Зовут меня… (весна)
- Какие изменения в неживой природе происходят весной?
-Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А
кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
- Сегодня птицы приглашают нас в свои
гнезда..
3. Изучение нового материала.
А) Фронтальная беседа.
- Вспомните отличительные признаки птиц. (имеются крылья, тело покрыто
перьями.)
- Верно, по оперенью и крыльям мы
обычно узнаем птицу.
А чем отличаются друг от друга? ( формой тела, клюва, цветом оперенья,
голосом и т.д.)
- Каких птиц мы называем перелетными, а каких – зимующими?
- Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой
группе общее название. (птицы перелетные и птицы зимующие)
- Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас?
(Отсутствие пищи: насекомых и рыбы)
-Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
Б) Рассказ о граче.
-Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Отгадайте загадки и рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь…
А зовется птица… (грач)
- Грачи прилетают одни из первых.
Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи
вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом
начинают строительство гнезд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо.
Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет
другая пара.
В) Рассказ о жаворонке.
- Отгадайте следующую загадку:
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения
Его и песня и полет
Вошли в стихотворение! (жаворонок)
-Это птица светло-песочного цвета с темными пестринками. В нашей средней
полосе люди издавна определяют приход весны
по первой песне жаворонка.
Г)Рассказ о скворце.
- А что это за птица:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
- Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам,
шествует скворец за плугом, выдергивая
из земли дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он
умеет передать все, что услышит. В его концертах можно услышать не только
голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки. В
народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца.
Д) Составление рассказа по плану.
И правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно
рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они
выглядят, как устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах.
Е) Работа с пословицей.
- А сейчас расположите льдинки от большой к маленькой и прочитайте
народную примету (Увидел скворца – значит, весна у крыльца)
Как вы понимаете это высказывание?
Ж) Чтение рассказа М.Богданова учителем. Беседа о соловьях.
Послушайте рассказ М.Богданова.
-Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему?
Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов?
Чем пение соловья отличается от пения других птиц?
Прилетел к нам наконец
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветет сирень. Наиболее активно
соловьи поют до появления птенцов.Потом отцу семейства будет не до пения – надо
помогать самке кормить птенцов.
3. Физкультминутка.
З) Беседа о ласточках.
А вот наша следующая гостья:
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
-Прилетают ласточки в начале мая. Их легко узнать по черному оперению и
белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как
будто сами залетают мухи и комары.
И ) Рассказ о аистах.
Следующая загадка:
Он живет на крыше дома,
Строит гнезда из соломы.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
-В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше
которого поселился. Недавно ученые
сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
-На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что
делают птицы весной?
(строят гнезда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца,
высиживают птенцов)
К) Русское народное творчество и птицы.
-Люди с давних времен с большим уважением, любовью и заботой относятся к
птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте
послушаем некоторые из них.
-Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
-Солнцу золотому
Косу заплетала.
Нашей Любице не спится-
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дремой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист –птица.
Дрозд метелкой двор метет-
Дрозд гостей сегодня ждет,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Л)Рассказ о празднике весны.
Был на Руси праздник – встречали весну. Пекли печенье в виде жаворонков.
Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к
нам, принесите вы нам лето теплое, весну красную».
9 марта проводили вторые заклички Весны, творимые с вершин холмов, с
которых уже начал сходить снег. Согласно славянским верованиям, в этот день из
Светлого Ирия прилетают сорок сорок, знаменующих собой приближение Девы Весны.
На чье поле птицы опустятся первыми, тому боги пошлют в этот год особую удачу и
добрый урожай.
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалось наступление весны. В
этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, как
бы летящих, и с хохолками. Печенья называли «грачами», «жаворонками» или просто
«птичками». Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и
подбрасывал в воздух. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали
с ними на пригорки и сбившись, в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила.
В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы:
Весна, весна красна,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромной милостию:
Со льном большим,
С корнем глубоким, с хлебом великим.
После этого печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине
или дети отдавали их матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помошью подобных птиц на Жавороночки выбирался семейный засевальщик.
Для этого в «жаворонка» запекалась
монета, лучинка, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную
птичку. Кому выпадал жребий, тот и
разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
А сейчас каждый год мы празднуем День птиц. Празднуем в конце марта –
перед прилетом скворцов. Мы должны знать, любить и беречь природу, потому что
человек, живя в городе или деревне, живет в общем доме – на планете Земля.
- Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель или
активный помощник? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не
должен?
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты,
синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
4. Закрепление изученного материала.
А) Работа по учебнику.
Прочитайте в учебнике рассказ «Птичьи
разговоры»
Какие птицы прилетают первыми
Б) игра
«Справочное бюро»
Работники справочного бюро должны много
знать о птицах, чтобы суметь ответить на вопросы. Я буду задавать вопросы. За
каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц»
-Какие птицы здесь живут? (озеро, луг, лес,
кустарник)
-Чье это гнездо?
-Кто как поет? (голос дятла, кукушки,
соловья)
-Что каждый и нас может сделать, чтобы
помочь птицам?
5. Итог
урока.
-Назовите птиц, которые открывают весну.
-Когда прилетают журавли?
-Почему «жаворонков» пекут именно весной?
Комментариев нет:
Отправить комментарий